Москва, Кутузовский проспект 30/32
+7(495) 542-12-71
info@madebypygmalion.com

Марокко и Россия: точка встречи

О перспективах сотрудничества между деловыми кругами России и Марокко, налаживании взаимовыгодных деловых связей и услугах по их развитию мы беседуем с генеральным директором Делового Центра Марокко Еленой Соловьевой.

— Елена Николаевна, давайте начнем с того, как появилась идея создания Делового Центра Марокко…

— Идея его создания появилась еще в 2005 — 2006 году. Уже тогда компании «Фламинго Тревел» и «Дом Арганы», в число руководителей которых я вхожу, много лет занимались бизнес-проектами, связанными с Марокко. В определенный момент мы увидели, что необходимо развивать не только туризм или поставки косметической продукции — интересы с обеих сторон гораздо шире, а значит, есть необходимость в ряде услуг, которые помогут создавать и развивать связи между деловыми кругами Марокко и России.

Несмотря на явную необходимость, на тот момент таких услуг на рынке не предлагалось. Мы и сами страдали от отсутствия простых и доступных возможностей развития существующих и налаживания новых связей, видели заинтересованность в них других представителей бизнеса — так родилась идея предложить российским и марокканским предпринимателям комплекс услуг, который помог бы развивать сотрудничество между Россией и Марокко. В общем, исходили мы исключительно из практических соображений.

— Кто в итоге выступил инициатором как с той, так и с другой стороны?

— Инициатором создания Делового центра Марокко со стороны России изначально выступил гендиректор компаний «Фламинго» и «Дом Арганы» Игорь Викторович Соловьев, а с марокканской стороны — Анна Знибер, имеющая огромный опыт общения с отдыхавшими там российскими туристами, которые выражали заинтересованность в расширении связей с Марокко.

— Была ли поддержана данная инициатива со стороны госструктур?

— Да, наша «инициатива снизу» нашла серьезный отклик. В 2006 году в рамках Торгово-промышленной палаты Российской Федерации был создан Российско-Арабский Деловой Совет, уже в его рамках возникла такая структура, как Российско-Марокканский Деловой Совет, куда наш Центр вошел как активный участник. Это дало определенный политический базис и новый импульс для развития, позволив говорить о переходе работы на новый уровень. Сейчас обе стороны — и российская, и марокканская имеют все средства для того, чтобы достигнуть одной из основных целей — расширения связей и контактов для привлечения малого и среднего бизнеса.

— Какие еще плюсы, помимо политического базиса, дало активное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой?

— Департамент по работе с деловыми советами и Департамент международного сотрудничества ТПП РФ активно способствует работе по всем направлениям. Но, в первую очередь, помогают в главном — налаживать связи и выводить их на более высокий уровень развития, решать организационные проблемы. Все обращения Марокканского делового Центра в ТПП РФ никогда не остаются без внимания с их стороны, находят отклик и дают положительный результат.

— Какие еще организации вовлечены в работу на данный момент?

— Именно поиск возможностей для взаимовыгодного сотрудничества с различными структурами составляет большую часть нашей работы. В рамках предоставления консалтинговых услуг есть контакты с марокканским деловым сообществом, возможности общения с руководящими органами. Но это направление явно требует развития, последняя выставка «Арабия Экспо» явно показала, что интерес с обеих сторон огромен, но наладить реально функционирующие связи пока сложно. И именно такая структура, как Деловой Центр может стать точкой объединения всех заинтересованных сторон.

— На данном этапе основу сотрудничества между Марокко и Россией составляют рыболовство, туризм и поставки уникальной продукции, такой как масло арганы?

— Не совсем. Есть серьезная заинтересованность и в сотрудничестве в других сферах. Поскольку в России долгое время не было серьезных представителей деловых кругов Марокко, мы работали с теми контактами, которые были установлены в ходе работы компаний «Фламинго» и «Дом Арганы» как в рамках собственного бизнеса, так и способствуя достижению необходимых договоренностей между российскими и марокканскими компаниями в других сферах, находящимися за пределами наших интересов. В рамках этой работы организовывались поставки дерева, оливкового масла, товаров народного потребления…

— А на сегодняшний день, сотрудничество в каких сферах планируется развивать в первую очередь?

— Опыт общения с обеими сторонами показывает заинтересованность марокканцев в российских инновационных разработках и технологиях, со своей стороны они активно предлагают медикаменты, рыбу и продукты из нее… А раз есть спрос — будем работать в данном направлении.

— Структура Делового Центра позволяет расширять круг решаемых вопросов?

— Основные функции, которые выполняет центр сейчас — это консалтинг и посреднические услуги. У нас есть специалисты по маркетингу со знанием языков, юристы, финансовые консультанты — большой спектр специалистов. Как только появятся новые задачи, структура будет дополнена в самые сжатые сроки: есть возможность оперативно привлечь широкий круг профессионалов — специалистов по конкретным отраслям, к примеру.

— Но уже сейчас заинтересованные представители бизнеса могут обратиться к вам и получить реальную возможность наладить взаимоотношения с марокканскими коллегами?

— Да, конечно. Даже если нам не хватит собственной компетенции, мы всегда знаем, кого и как привлечь для достижения положительного результата.

— В разговорах о Марокко, часто упоминается политика страны, направленная на привлечение частных инвестиций. Исходя из опыта Вашей работы, насколько она эффективна?

— Действительно, в Марокко создан очень благоприятный климат для инвестиций, что вызывает вполне закономерный интерес, в том числе и со стороны российских инвесторов.

— Любого инвестора, в первую очередь, интересует безопасность вложений, отсутствие проблем на законодательном уровне. Как обстоит дело с этой точки зрения?

— Любая страна имеет свои особенности в законодательстве. Но, как мы уже говорили, политика Королевства Марокко направлена на привлечение инвестиций, а потому, при грамотном выборе юридического сопровождения, никаких «подводных камней» не будет. Но, еще раз подчеркну, заниматься правовыми вопросами должны специалисты.

— Экономический кризис повлиял на ведущуюся работу?

— Конечно, повлиял. Уже порядка двух лет все живут в ожидании стабилизации. Совместные российско-марокканские проекты не остановлены, интерес к ним ни в коем случае не пропал, но многие из них находятся в «замороженном» состоянии. Но определенное движение вперед уже чувствуется, в последние 2-3 месяца четко проявляется заинтересованность к переходу к активной работе. Не так давно марокканская сторона обратилась к нам с просьбой о поиске деловых партнеров, как раз сейчас мы находимся в стадии подбора интересующих их компаний.

— В России более-менее известны два крупных проекта, реализуемых в Марокко. С российской стороны — строительство отелей компанией «Интеко», с марокканской — порт Танжер. Есть ли другие проекты, сравнимые по объему?

— Проектов такого уровня не может быть много, сейчас в основном развивается сотрудничество на уровне малого и среднего бизнеса — они намного мобильнее. Однако можно с уверенностью говорить, что возможности для реализации крупных бизнес-программ имеются, так что вполне вероятно, что в будущем мы услышим о новых проектах.

— Одной из проблем, которую часто называют в ряду самых крупных препятствий для развития взаимоотношений России и Марокко — это малая осведомленность россиян о том, что же представляет собой эта страна. Планируются ли какие-либо действия по популяризации Марокко как туристического региона, направления для инвестиций и так далее?

— В рамках компаний «Фламинго Тревел» и «Дом Арганы» мы с 1999 года занимаемся вопросом популяризации Марокко для россиян. Вкладываем в это собственные средства, силы, время… Есть примеры подобной деятельности и со стороны других заинтересованных российских компаний. Но нужно выводить данную работу на новый, государственный уровень, и здесь опять-таки не обойтись без участия Торгово-промышленной палаты РФ, решения этих вопросов на уровне межправительственных комиссий… Сейчас Деловой Центр Марокко находится как раз на том этапе, когда формируются интереснейшие наработки для бизнес-контактов во многих направлениях. В ближайшие два-три месяца мы сможем говорить о новых результатах, которые наверняка станут залогом активизации общения деловых кругов России и Марокко.