Москва, Кутузовский проспект 30/32
+7(495) 542-12-71
info@madebypygmalion.com

Философия нард

1. Нарды как общественное и социальное явление

Доска, как мы привыкли называть снаряд для игры в нарды, разделенная на две части, скрывает уникальную градацию. Двадцать четыре лунки обозначают двадцать четыре часа, тридцать фишек, пятнадцать белых и пятнадцать черных, являются тридцатью днями месяца, а на каждой половине доски — двенадцать лунок, они представляют собой год, в который входят двенадцать месяцев. Играя против часовой стрелки, мы останавливаем время и наслаждаемся её моментом, забывая на мгновения о прошлом и не задумываемся о будущих повседневных хлопотах.

Основополагающие вопросы: что заставляет сотни тысяч, миллионы людей увлекаться этой игрой и почему нарды получили такое распространение по всему миру? Ведь однажды, научившись играть в нарды, независимо от того, чаще мы выигрываем или проигрываем, мы вновь и вновь возвращаемся к этой игре, можем часами просиживать за доской, получая истинное удовольствие от процесса. На мой взгляд, в первую очередь нас привлекает именно процесс игры, а не её результат. Сразу оговорюсь, что данное эссе заинтересует любителей нард, тех, кто знает об этой игре не понаслышке, а также как и я, даже находясь в обществе, предпочитают сыграть партию в нарды, дабы избежать и не утонуть в простых обывательских разговорах.

Далее речь пойдет именно о живых нардах. Сегодня большое количество интернет-ресурсов предлагают так называемые «нарды-online», но мы понимаем, что настоящие удовольствие от игры мы получаем только в одном случае — когда перед нами находится живой человек. И даже играя в интернете можно испытывать много эмоций, но они другого качества и другого характера. Нет основного, то есть живого общения с соперником — партнером, которое неимоверно влияет и на игру, и на исход партии. Исход партии — это не победа и не поражение…

Исход партии, как бы это странно ни звучало, — это играть или не играть дальше с конкретным соперником — партнером, общаться или не общаться с конкретным человеком. Исключения составляют турниры, где основополагающими моментами являются место в турнирной таблице и призовой фонд. Турнир — это экзамен, на котором у нас есть возможность продемонстрировать знания, мастерство, осознать свой потенциал игры. Но в данном эссе речь пойдет о нардах как об инструменте общения между людьми, в котором будет раскрыта загадка этого общественного и социального явления.

Здесь мне могут возразить: «Но ведь любая игра, независимо от того, что она коллективная или индивидуальная, подразумевает общение?». В чем секрет, такой коммуникации, которую дают нарды? Ответ на этот вопрос и сложен, и одновременно прост.

Нарды относятся к настольным играм как шахматы или шашки. Эти игры я называю «открытыми», так как позиции на доске не скрыты от наших глаз. В какой-то степени эти игры схожи между собой. Участники вышеперечисленных игр должны обладать хорошим вниманием, памятью, математическими способностями, умением быстро анализировать ситуацию и принимать рациональные решения, а также хорошим глазомером: не стоит забывать, что основным источником информации у человека является зрение.

В противовес, есть игры, которые я называю «закрытыми», к ним в первую очередь относятся карты. Один из нюансов «закрытых» игр — блеф. Нарды исключают блеф или иной обман того или иного рода. Если во время игры в карты вы можете изображать, что у вас хороший или плохой расклад, то в нардах это невозможно. Мы часто видим игроков в покер, которые играют в солнцезащитных очках, чтобы глаза, которые, как говорил Толстой Л. Н., являются зеркалом души, скрыть. Скрывать глаза — значит, кривить душой.

Наблюдая со стороны за профессиональными игроками в покер, я часто размышлял, что привычка блефовать за покерным столом может укорениться и стать второй натурой человека. Не исключено, что профессиональный спорт деформирует организм человека и оставляет тяжелые последствия после ухода из большого спорта. Мне искренне жалко девушек, которые решили связать свою жизнь с профессиональным спортом вроде бокса, борьбы или футбола. У них нет другой возможности, кроме как мимикрировать и превратиться физически и ментально в жестких и порой жестоких «мужчин».

Итак, исходя из вышесказанного, мы констатируем тот факт, что блеф в нардах невозможен. Конечно, есть разного рода мошенники, которые злоупотребляют нашим доверием и пытаются подменить кубики, незаметно передвигать фишки, отвлекать внимание и т. д., но это к философии нард, которую я пытаюсь изложить, никого отношения не имеет. Шахматы или шашки подразумевают тот же принцип — полное отсутствие блефа. Так в чем же уникальность нард?

Иногда, задавая вопрос случайному знакомому, играет ли он в нарды, мне приходится получать слегка высокомерный ответ: «Я играю в шахматы». Та надменность, с которой он мне отвечает, меня подчас наводит на мысль, что он предполагает, что шахматы более интеллектуальный вид соревнования, чем нарды. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Безусловно, на европейской части России, в отличие от Кавказа и Средней Азии, шахматы более популярны. Нужно отдать должное политике Советского Союза: государство занималось популяризацией шахмат, благодаря чему у нас появилась плеяда великих шахматистов, известных во всем мире.

Поэтому случайный знакомый скорее просто слышал о нардах, но никогда в них не играл, или попробовал, но ничего не понял, или видел, но однообразность фишек, а не фигур, как в шахматах, не произвело на него должного впечатления. Нет смысла здесь пересказывать исторический факт о двух посольствах Индии (прародительнице шахмат) и посольстве Персии (прародительнице нард), любители нард знают легенду, которая очень хорошо иллюстрирует не интеллектуальные способности послов, а только разность принципа игры, хотя посол Индии так и не смог продемонстрировать понимание нард.

Но, дорогие любители нард, если вам так отвечают, найдите всегда, что ответить! К примеру: «О, Вы так хорошо играете в шахматы, а что такое двойной удар (в просторечии — «вилка»)?» или «А как Вы понимаете рентген в шахматах?» (непрямое воздействие дальнобойной фигуры). Уверяю, не каждый случайный знакомый сможет дать точный по шахматной терминологии ответ. Уровень и только уровень владения той или иной интеллектуальной игрой может определить, насколько вы интеллектуально развиты или насколько у вас развиты интеллектуальные способности.

Мне часто задают вопрос: «знаете ли Вы русский язык?». У меня ответ один: «Да, я владею русским языком, но на определенном уровне». У меня нет сомнений, что академики из института филологии Российской Академии Наук его знают и владеют им, а там с уверенностью можно сказать, что за знания «спрашивают» на ином, более высоком уровне, несопоставимом с моим. Вывод: интеллектуальные способности личности определяются не названием игры, а самой личностью.

Итак, в нашей формуле уникальности нард и несопоставимости с другими играми (а мы рассматриваем нарды как общественное и социальное явление) есть уже две составляющие: отсутствие блефа (обмана на игровом поле) и наличие интеллекта. Когда я говорю интеллект, я подразумеваю качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, а также понимания и применения абстрактных концепций и использования своих знаний для понимания окружающей среды.

«Все люди являются носителями интеллекта, но некоторые, увы, бессимптомно».

Вдумчивый читатель уже, наверное, догадался, что дальше пойдет речь об игровых кубиках как о неотъемлемой части игры в нарды, ведь это тот элемент, который отличает нарды от шахмат или шашек. Мы не будем здесь разбирать теорию вероятности или углубляться в комбинаторику, но эффект кубиков неоспорим.

2. Теория первого хода

Представьте себе начало шахматной партии. Все фигуры стоят в первоначальной позиции. Игроки уже разыграли свою очередность хода. Традиционно белые начинают, и в этот момент шахматист, который играет белыми, должен сделать ход. Решение, каким он будет, зависит от многих факторов. Есть вероятность, что игроки хорошо друг друга знают, сыграли много партий, правильно оценивают потенциал каждого, тогда принятие решения о том, каким будет первый ход белых, возможно, «созрел» накануне. Предположим, что в рамках международного турнира они встречаются первый раз. В таком случае причины конкретного первого хода для нас останутся неизвестными.

Уверен, что у каждого профессионального шахматиста есть любимый дебют, отработанные комбинации и тактические решения. Но речь идёт о другом: его мысль, задумка, фантазия полностью коррелируется с его первым ходом. Игра в нарды нам не предоставляет возможность сделать первый ход, который мы бы хотели, так как кубики «выстраивают» нас на первый ход. Сильные игроки знают: в дальнейшем влияние кубиков всегда остаётся, но имеет опосредованный характер.

Тезис: в нардах, в отличие от шахмат, мы никогда не знаем первый ход. Я часто задаю нардистам один и тот же вопрос: «Какой первый ход Вы считаете лучшим?», и слышу разные ответы. Безусловно, у меня есть на него свой ответ, и он не всегда совпадает с ответами моих респондентов. Но не в этом дело: какой не был бы лучший или худший ход, у нас, у нардистов, нет выбора! Надо играть то, что дают кубики. То есть, если у шахматиста его мысли и его желания совпадают с первым ходом, то у нардиста этого не происходит или случается крайне редко.

А как происходит в жизни? Ведь «первый ход» в жизни человека играет фундаментальную роль! Часто ли наши желания совпадают с той реальностью, которая нас окружает? Какое количество приятных и неприятных неожиданностей нас подстерегает на жизненном пути? Как быстро и правильно реагировать в предложенных обстоятельствах?

«Жребий брошен!» — сказал Юлий Цезарь, форсируя реку Рубикон, подвергая свои отряды неотъемлемому риску. Риск — это неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное последствие. Неопределенное событие или условие для нас — это кубики. Как сам оценивал свою ситуацию-позицию Юлий Цезарь, мы никогда не узнаем. Многие историки утверждают, что численность его войска во время гражданской войны в два раза уступала войску защитников Рима.

Но жребий брошен и нужно «ходить». В итоге Цезарь взял Рим и стал его повелителем на долгие годы. Что бы я хотел пояснить дополнительно, так это то, что один ход в нардах, в отличие от шахмат или шашек, имеет две фазы или два действия: первое — это бросок кубиков, второе — перемещение фишки или фишек на игровом поле. Соответственно, не зная показаний кубиков, мы не можем сделать ход. Поэтому для нардиста необходимо двойное напряжение воли — в момент броска кубиков и в момент передвижения фишек.

Влияет ли сила воли на игрока? Независимо, о каком виде спорта идёт речь, ответ один: однозначно, да! Волевая победа — как это хорошо звучит и какое это приносит удовлетворение и радость! Мне бы не хотелось в этом эссе поднимать вопрос философии о том, что первично — дух или материя. Но сила воли сродни силе духа, а сила духа может появиться только с верой. С верой в победу шёл Юлий Цезарь на Рим и победил. Двойное проявление воли в первом и каждом ходе — вот в чем главное отличие нард от шахмат или шашек.

Мы часто встречаемся с людьми — «случайными знакомыми», которые, видя нас играющими в нарды, пытаются понять, что происходит на игровом поле. Не понимая принципа игры, они следят за броском кубиков и передвижением фишек, пытаясь понять алгоритм наших действий, прислушиваются к нашим комментариям во время игры и видят наши неподдельные эмоции радости и разочарований. По большому счету, они видят диалог двух людей, которые говорят на своём, недоступном им языке.

Это можно сравнить с тем, когда мы приезжаем в страну, язык которой мы не знаем, и видим на улице интенсивно разговаривающих людей о чём-то для них очень важном и осознаём их взаимный интерес к друг другу, но ничего не понимаем и не можем даже догадываться, о чем идёт речь. Здесь мне бы хотелось ввести такое понятие, как язык нард и перейти к следующему разделу.

3. Язык нард

Итак, на первый взгляд может показаться, что игра в нарды — это диалог двух индивидуумов. Диалог — форма устного или письменного обмена высказываниями, репликами, вопросами и ответами между двумя людьми. Но я пришёл к выводу, что диалог в нардах происходит между тремя субъектами, двумя игроками и кубиками, а строится по определенному принципу. Здесь мы вернёмся к «теории первого хода» и будем рассматривать только первый и ответный ход нашего оппонента.

Первая фаза хода: Игрок №1, его первый ход задаёт «вопрос» кубикам: «Как мне ходить?», делает бросок, кубики ему «отвечают», и на «ответ» кубиков начинается вторая фаза хода, передвижение фишки или фишек, ход закончен. Между тем, окончание первого хода автоматически создает «вопрос» игроку №2, который идёт по той же схеме. Схему можно изобразить следующим образом: И(1) → вопрос → кубики → ответ → ход → вопрос И̰(2).

Рассмотрим теперь как это происходит в шахматах или шашках: И(1) → вопрос → ход → вопрос И(2). Сложность диалога в нардах заключается в том, что каждый раз нам приходится общаться через посредника, через кубики. Какую роль играют посредники в нашей жизни, ведь они окружают нас на каждом шагу? Сколько информации мы получаем не напрямую, а через посредника? Как часто посредник ошибается, хочет приукрасить или усугубить то или иное событие или факт? Как часто искажает информацию для своей личной выгоды?

У каждого на эти вопросы свой ответ, и только в зависимости от своего личного опыта, знаний, возможности правильно анализировать информацию мы можем быть уверенными, выбирая того или иного посредника. Оптимально, посредник должен находиться в наших руках как кубики в нардах. По факту, бросая кубики, мы знаем их цифровое значение, и нас об этом никто не информирует. По большому счету, от посредника нам нужны точные знания о предмете, а не информация. Знание — это реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами. Итак, нарды — это диалог двух личностей через посредника.

У каждого из нас, как правило, есть определённый круг спарринг-партнеров, с которыми мы регулярно играем. Со временем, играя с одними и теми же сотоварищами, мы понимаем их стиль и манеру игры, можем предполагать их тактические и стратегические решения, склонность к риску, понимаем их и свои слабые и сильные стороны игры, одним словом — учимся понимать слова и фразы наших спарринг-партнёров. Отдаём себе отчет, на какие вопросы у нас и у них есть ответы, а на какие нет. По сути дела, мы осознаем, каков уровень владения языка нард у нашего адверсэра, и, в зависимости от этого, каким будет исход и результат наших переговоров.

Какие факторы влияют на уровень владения нашим родным языком? Всего их три: семья, уровень и качество образования, а также среда общения. В семье от наших родителей мы слышим первые и самые важные слова. Средняя школа, а затем высшее образование дают нам методически правильно использовать нашу речь. Среда общения корректирует в лучшую или худшую сторону наш повседневный язык. Сомнений нет, что одни из самых лучших игроков те, которые научились играть в нарды в детстве, под присмотром родителей. При этом, если они продолжают интересоваться нардами и постоянно играют, у них всегда будет преимущество по количеству сыгранных партий, и здесь диалектический закон перехода количества в качество действует беспристрастно.

Но что же тогда делать людям, которые только научились играть в эту увлекательную игру? Как добиться достойного уровня игры, чтобы противостоять игрокам, которые впитали язык нард с молоком матери? Но ведь иностранные языки мы не всегда изучаем с детства, не правда ли? Что нам позволяет добиться успехов в изучении иностранных языков? Ответ один — методика! Лучше сказать, правильная методика. О методике изучения игры в нарды мы поговорим в следующий раз, но если вы не задумывались об этом, то она существует. Среда общения — вот, чего иногда не хватает для изучения иностранного языка. Зная грамматику, лексику, синтаксис нам не всегда удаётся легко, точно, ясно и красиво выражать свои мысли на иностранном языке.

Оптимально, на мой взгляд, поехать в страну изучаемого языка и провести там какое-то время, но не как турист, которому показывают достопримечательности и кормят в ресторанах, а как исследователь иностранного языка, где кроме носителей языка никого не будет, где ваша жизнь будет полностью зависеть от произносимых вами слов. Поэтому любители нард, которые не получили опыт игры в детстве и если хотят повысить свой уровень, если хотят играть легко и красиво, а главное выигрывать, должны больше встречаться между собой, чтобы практиковаться в этом уникальном языке.

P.S. Мои размышления по поводу того, что представляют нарды, безусловно, подлежат критике, а критическое мышление свойственно нам — нардистам, но в этом небольшом эссе мне хотелось донести одно: нарды не так просты, как это видится на первый взгляд. Доказательством является время существования этой игры. «Всё течёт, всё меняется» — говорил древнегреческий философ Гераклит. А нарды — были, есть и будут!

Автор: Новиков Иван,
генеральный директор компании «Пигмалион»