Компания PYGMALION уже многие годы предлагает своим клиентам инвестиции в зарубежную недвижимость. Недавно проект компании по продаже итальянской недвижимости в России обрел новые перспективы для развития. Это случилось благодаря приходу в PYGMALION известного в профессиональных кругах специалиста — Алексея Косотурова, приглашенного в качестве ведущего консультанта компании по вопросам недвижимости Италии. Сегодня мы беседуем с Алексеем о том, что привело его в компанию и насколько привлекательны на данный момент для россиян инвестиции в итальянскую недвижимость.
— Алексей, давайте начнем наш разговор с Вашей биографии: расскажите немного о том, где и Вы учились, и что привело Вас к той деятельности, которую Вы ведете сейчас.
— После школы я учился на переводческом факультете Московского государственного лингвистического университета имени Мориса Тореза. Изучал два языка: итальянский и английский, проходил стажировку в Италии — окончил курсы переводчиков в Триесте. После окончания долгое время работал переводчиком, потом поступил в МГИМО, где получил второе высшее на факультете международного права. Естественно, что вся моя деятельность как специалиста была напрямую связана с Италией, уже на втором курсе МГЛУ я много работал как переводчик, потом пошел работать в Торгово—промышленную палату РФ — занимался сопровождением деятельности итальянских компаний, которые искали выход на российский рынок. И, соответственно, российских компаний, которые искали партнеров в Италии. Также работал в одной из крупнейших в мире юридических фирм — Baker & McKenzie: более двух лет консультировал крупные компании по вопросам недвижимости.
— Почему в свое время Вы выбрали именно Италию и итальянский язык?
— Можно сказать, что свою роль сыграл, скажем так, эстетический фактор. Италия традиционно ассоциируется с искусством, с прекрасным, богатым культурным наследием. Когда я только готовился поступать и выбирал ВУЗ, у меня была мечта заниматься искусством — я увлекался живописью, рисовал. Хорошо, что этой мечте не суждено было сбыться — я очень люблю ту работу, которую делаю сейчас. Но тогда это сыграло свою роль.
Хотя, конечно, столь серьезный выбор не может делаться только на эмоциях. С прагматической точки зрения на тот момент именно итальянский язык открывал наиболее интересные перспективы. Специалистов по итальянскому языку тогда было немного — гораздо меньше, чем, например, по французскому. В то же время, итальянский бизнес только—только приходил в Россию, формируя огромное поле для деятельности. Было ясно, что востребованность специалистов будет расти с каждым днем. Моя работа в ТПП РФ позже полностью подтвердила эту мысль — о своем выборе я не пожалел ни на секунду.
— Когда Вы впервые побывали в Италии?
— В 2001 году я съездил в первую свою ознакомительную поездку по Италии, организованную институтом. С тех пор — уже 10 лет — я регулярно бываю в Италии, за это времени наладились и профессиональные, и дружеские связи…
— Первое впечатление от страны помните?
— Когда я приехал в Италию в первый раз, я ясно осознал, зачем я отдаю столько времени и сил изучению итальянского. Человек, в достаточной степени знающий язык, способен воспринимать на порядок больше информации, может по—настоящему «проникнуться» той жизнью, культурой и историей, которой славится Италия. Впечатление было крайне положительное — я был просто очарован. Вплоть до шальных мыслей о том, чтобы остаться в этой стране жить. Так всегда происходит… Потом, конечно, первая эйфория от знакомства со страной прошла, но желание возвращаться туда снова и снова не покидает меня с тех пор.
— Продажами недвижимости в Италии в той или иной степени пытаются заниматься многие российские компании. В чем Вы видите преимущества работы с риелторами, имеющими опыт проживания в стране?
— Главное преимущество специалистов, имеющих опыт жизни и работы в Италии — это знание ее законов, менталитета и географии «изнутри». Многим риелторам, которые занимаются продажами итальянской недвижимости в России, в первую очередь, не хватает глубокого знания страны, которое появляется только в том случае, если прожить в ней достаточно времени, постоянно приезжать, поддерживать связь с коллегами. Сейчас риэлтерские агентства всего мира, и Россия здесь не исключение, в основном предлагают недвижимость в достаточно узком списке общеизвестных мест. У всех на слуху Фортэ дэй Марми (Forte dei Marmi) или знаменитые холмы Тосканы (Toscana), где наши соотечественники активно покупают виллы.
Среди сравнительно недорогих местностей на юге страны можно вспомнить Калабрию (Calabria): там порог входа пока находится на уровне около 60 тысяч евро — за эти деньги можно купить вполне приличные апартаменты в «первой линии» возле моря. Но надо заметить, что рост цен на недвижимость там приобретает все большую динамику из—за общего роста экономики и все большей популярности этой местности. Поэтому данная недвижимость весьма привлекательна и с инвестиционной точки зрения. Среди предложений премиум—класса нужно, конечно, выделить озеро Гарда (Lago di Garda), вокруг которого расположены виллы Джорджа Клуни и других знаменитостей.
Но на этих четырех местностях Италия не заканчивается. В стране присутствует масса недвижимости, крайне привлекательной как с точки зрения цены и возможностей проживания, так и в инвестиционном плане. В работе с клиентами я стараюсь показать как районы, уже приобретшие широкую популярность, так и те, чей «звездный час» еще впереди. Места под строительство — ресурс исчерпываемый, уже сейчас невидимость на том же озере Гарда практически не строится, а на вторичном рынке предложений не так уж много. Рано или поздно мировая элита обратит свое внимание на другие регионы, в которых наши клиенты могут начать работать уже сейчас.
— Какова целевая аудитория услуг по покупке недвижимости в Италии? Проще говоря, кому это может быть интересно?
— Здесь может быть масса вариантов, от отдыха до обучения. Самый распространенный — это, конечно, приобретение недвижимости для собственного проживания и отдыха. Многие клиенты приобретают недвижимость в курортных зонах для того, чтобы проводить там один — два летних месяца, а в остальное время сдавать ее в аренду, получая дополнительный доход.
Хотя часто вопрос инвестиций и заработка отходит далеко на второй план. К примеру, я знаю несколько семей, которые приобрели недвижимость в Италии именно для того, чтобы обеспечить своим детям возможность обучения в стране. Многие отправляют детей на каникулы, некоторые регулярно вывозят в страну совсем маленьких детей и водят их чуть ли не в ясли — погружение в языковую среду с самого раннего возраста дает им возможность воспринимать итальянский буквально как второй родной язык.
Да и в старшем возрасте проживание в стране может дать очень много. Например, даже полгода проживания и учебы в Италии перед поступлением на факультеты иностранных языков даст совершенно другой уровень владения языком, чем у тех, кто такого опыта не имеет. А это, конечно, резко повышает шансы на поступление даже в самые престижные ВУЗы.
— В основном юных россиян и их родителей привлекает возможность изучать именно язык?
— Конечно же, нет. Система образования в Италии, естественно, серьезно отличается от российской. Лучше она или хуже, я судить не берусь, но здесь есть один важный фактор, который нужно учитывать. Мы уже говорили о том, что Италия — это страна с уникальным культурным наследием. Для тех, кто планирует связать свою жизнь с искусством: от скульптуры, живописи или архитектуры до театра, проживание в Италии может стать серьезным толчком для развития.
Возможность ежедневно соприкасаться с мировыми культурными ценностями, погрузиться в среду, в которой работали величайшие мастера, быть в курсе новейших веяний в европейском искусстве может дать, пожалуй, только Италия.
— Раз уж мы заговорили об инвестициях, насколько привлекательна итальянская недвижимость с точки зрения инвестора?
— Сейчас как раз наступил очень интересный момент для инвестиций в итальянскую недвижимость. Если рассматривать динамику цен в последнее время, мы увидим, что нисходящий тренд, сформировавшийся в результате кризиса, только—только начинает «переламываться». Причем стабилизация и рост наблюдается еще не во всех секторах — немного дорожают предложения класса люкс в престижных регионах, но пока этот процесс не начался повсеместно. Однако начало роста по части сегментов позволяет нам с высокой долей уверенности говорить о том, что этот тренд распространится и далее — вопрос только во времени. Проще говоря, недвижимость находится практически «на дне» своей стоимости. А это, как все мы знаем — лучшее время для покупки.
— Можете оценить, сколько итальянская недвижимость потеряла на кризисе?
— По различным сегментам падение серьезно отличалось: от 5 процентов по недвижимости люкс—класса, где спрос остается стабильным несмотря ни на что, до 25 процентов для менее востребованных вариантов. В целом, итальянская недвижимость в кризис держалась достаточно хорошо, цены падали чуть медленнее, чем в целом по Европе и, уж конечно, медленнее, чем в США.
— Вопрос в том, когда именно начнется рост…
— Большинство аналитиков сходится во мнении, что рост начнется в ближайшее время — в течение полугода. Естественно, что европейская недвижимость растет не так быстро, как, например, в это происходит Москве. Недвижимость в Италии покупается не в расчете на сверхприбыли, в первую очередь, инвесторов привлекает высокая стабильность и правовая защищенность инвестиций. Многие стремятся создать в стране своеобразную «тихую гавань», способную подстраховать от тех многочисленных рисков, которые существуют в современной России.
— Расположение недвижимости — это не только география, не менее важен здесь и социальный аспект: культурная среда, религиозные устои и так далее. Не говоря уже об уровне преступности. Все это можно объединить под одним словом — «соседи». Этот фактор Вы учитываете в работе?
— Конечно, учитываю. Кстати, это еще одно преимущество работы со специалистами, имеющими опыт проживания в стране. Даже в прекраснейшем из городов — Риме есть районы, куда иностранцам лучше вообще не приходить, хотя в целом город достаточно спокойный. Есть места, где я бы не советовал жить ни в коем случае, несмотря на кажущиеся преимущества. Для примера можно взять Неаполь. Очень красивый город, где можно купить недвижимость по сравнительно низким ценам. Но в то же время, город достаточно бедный, с высоким уровнем преступности, обилием социально неблагополучных элементов.
— Насколько благожелательно относятся итальянцы к выходцам из России?
— Очень благожелательно. Если, например, наши соотечественники жалуются на несколько высокомерное отношение со стороны французов, то в Италии такого нет. Волна эмиграции так называемых «новых русских» в свое время сформировала у европейцев весьма нелицеприятный образ россиянина: грубо говоря, мафиози. Итальянцев это коснулось в меньшей степени, чем, например, англичан. Конечно, за россиянами закрепился имидж людей обеспеченных и готовых тратить деньги, иногда это приводит к тому, что недвижимость для россиян предлагается по завышенным ценам — иногда в два—три раза. Но этот вопрос легко решается привлечением специалистов, достаточно долго проживших в стране и успевших ассимилироваться.
При этом сам менталитет итальянцев намного ближе к российскому, чем где бы то ни было еще — они дружелюбны, веселы, темпераментны… Поэтому россиянин, приехавший туда жить, однозначно встретит наиболее теплый прием из возможных. Очень важно, что у итальянцев нет завышенных требований к приезжающим в страну, касающихся знания языка. Если в Лондоне или Париже на вас могут косо посмотреть из-за акцента или неправильного произношения, то в Италии достаточно сказать «Ciao» или «Buon giorno», а вам уже сделают комплимент о том, что вы прекрасно говорите на итальянском. Пусть не без тени лицемерия, но контакт уже будет налажен. А вообще, рассказывать о том, как комфортно себя чувствуют россияне в Италии бессмысленно — это нужно прочувствовать на себе.