Жители стран бывшего СССР долгое время были лишены возможности приобретать произведения искусства, принимать участие в художественных аукционах, работе арт-галлерей… Традиции коллекционирования начали возрождаться лишь чуть более десятилетия назад. Соответственно, вопросы инвестирования в искусство приобрели актуальность еще позже, однако именно сейчас популярность данного направления вложения капитала находится в стадии активного роста – на фоне спада на финансовых рынках инвесторы традиционно ищут альтернативные инструменты с высокой возможной доходностью.
На пике актуальности
Сразу оговоримся, что помимо «инвесторского» интереса всегда сохраняется удовольствие, получаемое от общения с произведениями искусства, что также привлекает многих инвесторов. При этом особенно востребованными оказываются произведения современных авторов: их стоимость пока находится на достаточно невысоком уровне, потенциал ее роста практически неограничен, а возможность находиться в центре множества культурных событий обещает массу впечатлений коллекционеру и инвестору, не говоря уже о росте социального статуса.
— Покупатели произведений современного искусства справедливо чувствуют себя открывателями чего-то нового, находящегося на самом пике волны моды и престижа. О создателях этих произведений пишут газеты, они становятся темами репортажей светской хроники, а значит, и их владельцы оказываются в центре событий. Не менее важно и то, что с современным художником сохраняется возможность информационного обмена, пребывания в единой системе координат: как прямого общения, так и через интервью, публикации в прессе — все интереснее, чем глотать пыль старых монографий, — отмечает генеральный директор Группы компаний Pygmalion Иван НОВИКОВ.
Зарабатываем вкусом
Первые российские аукционные дома в Москве и Петербурге, как и многочисленные арт-галереи, появились достаточно давно, при желании человек с хорошим знанием последних трендов и, конечно, вкусом может приобрести массу интересных работ. Однако когда речь заходит о произведениях достаточно высокого уровня – путь покупателя однозначно лежит за рубеж. Здесь можно снова вернуться к вопросу приобретения объектов именно современного искусства: вероятность покупки произведения современных художников, стоимость которого будет динамично расти, вполне присутствует и в российских галереях.
Дэмиен Херст. За любовь Господа. 2006. 17,1 x 12,7 x 19,1 см.
Конечно, стратегия работы в большинстве случаев базируется на опыте и визионерском даре инвестора. И часто непосредственно инвестор не обладает нужными навыками, а потому все более востребованными становятся услуги консультантов и инвестиционных компаний, которые за вполне приемлемый процент разрабатывают индивидуальные модели капиталовложений, потенциальная успешность которых во много раз выше. В большинстве случае гораздо проще найти себе грамотного консультанта, удостовериться в его компетентности и стараться доверять ему в будущем.
Как уже говорилось, прибыльность вложений в предметы искусства подсчитать трудно хотя бы потому, что каждое из них уникально. Кроме того, ликвидность арт-объектов ниже чем, к примеру, ценных бумаг – поиск покупателя может занять вполне ощутимый отрезок времени. Кстати, на плечи консультанта или инвестиционной компании ложится и еще один немаловажный момент – оформление сопроводительных документов, как подтверждающих право собственности, так и гарантирующих подлинность произведения. При осуществлении покупки заключается нотариально заверенный договор купли-продажи, в котором указаны характеристики работы и ее цена. Без этого последующая выгодная продажа произведения практически невозможна. При покупке работ в галерее также оформляется сертификат, в котором галерея подтверждает авторство работы.
Подлинник?.. Конечно!
Несложно заметить, что один из самых ощутимых рисков при инвестировании в искусство состоит в вопросе подлинности приобретаемого произведения. И здесь опять с наилучшей стороны показывает себя рынок современного искусства – он практически свободен от подделок. Конечно, фальшивки появляются, особенно в сфере тиражных работ – достаточно вспомнить, как подделывают Дэмьена Херста, но разоблачить такие подделки достаточно несложно, в отличие от антикварного рынка. При этом выбор «потенциальных шедевров» весьма обширен: если для антикварных аукционов мирового класса нормой является три-четыре безусловных шедевра, то на аукционах современного искусства опытный специалист может найти десятки выдающихся работ с большими перспективами.
Еще один момент: арт-инвестор должен быть готов к ожиданию. Доход от вложенных средств может появиться через 3-5 лет, этот срок достаточно велик по сравнению с фондовым рынком, но для инвесторов, рассчитывающих на серьезную доходность при адекватных рисках (особенно на фоне экономических неурядиц), является вполне приемлемым. Принципиальное же отличие инвестиций в искусство от прочих – возможность сверхудачных вложений, приносящих сотни процентов годовых. Работы ставших классиками Рубенса, Пикассо или Шагала в принципе не способны дорожать на 100 процентов в год. А произведения современных художников, особенно находящихся в статусе «восходящей звезды», могут дорожать и заметно большими темпами.
Позитивная динамика
Примеров резкого подорожания произведений современного искусства множество. Один из самых хрестоматийных: стоимость полотен Владимира Дубосарского и Александра Виноградова возросла вдвое после того, как в 2002 году одну из их совместных работ приобрел культурный центр Помпиду в Париже. Подобные скачки стоимости могут происходить в зависимости от самых разных факторов – от приобретения работ крупными коллекционерами или галереями и время от времени возникающего в обществе интереса к определенным направлениям искусства до, как бы цинично это не звучало, смерти художника.
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. На плэнере. 1995. Холст, масло.
Интерес к предметам искусства как к признаку благосостояния и престижа будет всегда. Собственно, как и в качестве объекта для коллекционирования или инвестиций – низкая чувствительность к экономическим спадам и долговременная положительная динамика говорят сами за себя. Достаточно сравнить динамику всемирно известного индекса Мей-Мозеса (Mei/Moses Fine Art Index), разработанного американскими профессорами школы бизнеса Леонардо Стерна при Нью-Йоркском университете, с не менее широко известным S&P 500, в который включены «голубые фишки» американского фондового рынка. На сайте Mei-Moses Fine Art Index приводится информация, согласно которой в последние 50 лет доходность инвестиций в искусство находилась примерно на уровне вложений в акции компаний, включенных в S&P 500. На протяжении последних 25 лет индекс Mei-Moses отставал от S&P 500, однако в последние 5-10 лет инвестиции в искусство были значительно более прибыльными.